ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВАША ОРГАНИЗАЦИЯ СТАЛА ОБЪЕКТОМ НАПАДОК?
В течение последних лет в Сибири отношения между НКО и СМИ развивались динамично. Если еще пять лет назад пресса не рассматривала некоммерческий сектор в качестве источника информации, то в настоящее время возросло не только число публикаций, но также появились специализированные рубрики; все чаще и чаще лидеры НКО выступают на страницах газет экспертами. Плодотворное сотрудничество, атмосфера уважения и понимания — так можно охарактеризовать эти отношения.
Такое сотрудничество очень важно и необходимо обществу, так как и СМИ, и НКО должны являться объектами доверия населения. Отдельные организации, как и некоммерческий сектор в целом, должны оправдывать это доверие и придерживаться высоких этических принципов, в том числе высоко ценить честность.
Однако за последние три месяца я столкнулся в прессе с двумя клеветническими статьями, которые нанесли огромный урон общественным организациям, против которых они были направлены.
В принципе, можно было ожидать, что как только некоммерческий сектор наберет некоторую силу, он станет мишенью для подобных акций. Возможны и другие, не менее неприятные инциденты, и в любом случае, НКО должны уметь противостоять подобным атакам.
Мне кажется, что было бы полезным привлечь внимание НКО к этой проблеме и дать некоторые практические советы и рекомендации, которые помогут им отразить несправедливые претензии.
Итак, что делать, если ваша общественная организация стала объектом нападок?
Совет первый: Будьте готовы!
Самое главное — делайте все в строгом соответствии с законом. Если вы исправно платили налоги и соблюдали все требования, предъявляемые законодателем к деятельности некоммерческих организаций, вам нечего бояться.
Не менее важно строить свою работу на базовых принципах, которые принципиально важны для любой организации: гласность, открытость, равный доступ клиентов или членов вашей организации к услугам. Желательно сформулировать и зафиксировать эти принципы и правила. Это важно как в случае атак на вас, так и для вас самих, чтобы в текучке повседневных дел не забывать о миссии организации. Часто обвинения людей строятся просто на незнании или нежелании знать, как реально обстоят дела.
Совет второй: Вам необходимо знать свои права и некоторые законы
Из справки, подготовленной юристом МОФ СЦПОИ Данилой Ширяевым:
Одним из юридических вопросов, который может коснуться любой НКО, выпускающей собственные бюллетени, листки и т.д., является отсутствие лицензии на выпуск и распространение печатной продукции.
Этот вопрос регулируется Положением “О лицензировании отдельных видов деятельности”, утвержденным Правительством РФ. Положение гласит, что не требуется лицензии на распространение печатных изданий. Так что речь может идти только о регистрации печатного издания, однако статья 12 Закона “О средствах массовой информации” говорит о том, что не требуют регистрации печатные издания с тиражом менее 1000 экземпляров.
2. Вторым моментом, который может заинтересовать многие некоммерческие ор-
ганизации, является отсутствие лицензии на образовательную деятельность. Сей-
час многие ресурсные центры предоставляют тренинги и другие обучающие се-
минары, так что нелишним будет разобраться и с этим вопросом.
Как следует из статьи 9 Закона РФ “Об образовании”, образовательные программы подразделяются на два типа: общеобразовательные и профессиональные (основные и дополнительные). Обучающие программы интересующего нас вида не входят в вышеприведенный перечень и, следовательно, не могут относиться к образовательным. Соответственно, учреждения, их предоставляющие, не обладая правом на выдачу соответствующего сертификата, не требуют лицензирования на эту деятельность.
Вопрос о том, не является ли обучающая деятельность разновидностью после профессионального вузовского образования или дополнительного образования, снимается Статьями 20 и 26 Закона РФ “Об образовании”. Таким образом, отсутствие лицензии означает лишь невозможность выдачи утвержденного государством сертификата об окончании данного вида обучения.
3. И последнее. Статьями, трактующими вопросы защиты чести, достоинства и де-
ловой репутации гражданина (а также юридического лица) и компенсации мора-
льного вреда, являются Статьи 151 и 152 Гражданского кодекса РФ.
Совет третий: Обратитесь к общественности
Мы бы советовали всем помнить, что в демократическом обществе есть два суда — суд в системе правосудия и суд общественного мнения. И очень важно доказать свою правоту в обоих. Так что, пока вы готовите стратегию юридической защиты от клеветы, необходимо предпринять усилия для опровержения ложных обвинений в ваш адрес в глазах общественности. Что для этого можно сделать?
В сложных ситуациях следует мобилизовать все силы. Необходимо подготовить встречу с журналистами, которые могли бы донести истинное положение вещей через местное телевидение, радио и прессу. Разошлите информационные письма в администрацию, государственным чиновникам, в СМИ и НКО. Организуйте встречи с общественностью и используйте любую возможность рассказать людям правду. Не пренебрегайте поддержкой своих клиентов, которые не побоятся подать голос в вашу защиту: например, соберите подписи в вашу поддержку.
И последнее. В подобных коллизиях очень важно верить в себя. Некоммерческий сектор пока проходит стадию формирования, выработка многих стандартов и правил — дело будущего. Поэтому каждый раз, когда вы сталкиваетесь с несправедливостью или недобросовестной конкуренцией, важно понимать, что в первую очередь вы работаете для своих клиентов и членов своей организации. Они и должны стать главными судьями в подобных ситуациях.
Николай Слабжанин,
менеджер МОФ СЦПОИ.
"Эффект присутствия"
Информационный бюллетень, Номер 7-8, Апрель 1999 г.
|