РАЗВИТИЕ ДОБРОВОЛЬЧЕСКИХ ИНИЦИАТИВ
В СЕТИ СИБИРСКОГО ЦЕНТРА

“Доброволец — это гражданин, осуществляющий добровольческую деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благотворительной организации” (из Закона РФ “О благотворительной деятельности и благотворительных организациях”).
Программа развития добровольческих инициатив в Сети Сибирского Центра существует уже третий год. Многое сделано в рамках программы, но какова ситуация сегодня? Верен ли выбранный путь, стратегия развития программы? Об этом рассказывает менеджер Сибирского Центра Николай Слабжанин.
—Почему вообще у нас возникла добровольческая программа? Просто мы были уверены, что основным ресурсом для развития общественных объединений являются люди.
В силу существующей специфики, большая часть вовлеченных в российский некоммерческий сектор специалистов работает на добровольческой безвозмездной основе. Однако если общественное объединение обращается к какой-то важной социальной проблеме, то ему не обойтись без добровольческой поддержки широких слоев населения. Сразу же возникает вопрос: какова при этом мотивация людей к безвозмездному труду? Только ответив на этот вопрос, можно перейти к следующим: как привлечь людей в добровольцы, чем их поощрять?
Опыт проведения первых же добровольческих акций в Новосибирске показал, что нет больших проблем с привлечением людей на какую-то массовую акцию, — население охотно откликается на призыв посадить деревья, построить снежные городки и т.п. Также нет особых проблем с привлечением в НКО специалистов (бухгалтеров, переводчиков, юристов) — предложение порой превышает спрос. Что движет этими людьми? Анкеты, заполненные на первой в Новосибирске Ярмарке добровольческих вакансий в апреле 1998 года, показали, что самый распространенный мотив — это желание самореализоваться, его указали более 70%. Более половины потенциальных добровольцев хотели быть социально полезными.
И тут неожиданно возникла проблема с этим самым “спросом”. Оказалось, что достаточно большая часть НКО, особенно молодых, попросту не готова работать с добровольцами. Зачастую они им действительно не нужны. Действительно, зачем привлекать новых людей, когда интересы такого объединения узкокорпоративны, идет работа только в интересах немногочисленных членов организации? Но чаще нежелание работать с добровольцами происходит из-за непонимания роли добровольцев в развитии организации и преимуществ общественной поддержки своей деятельности.
В связи с этими проблемами у нашей добровольческой программы появились следующие цели, о которых мы первоначально не очень задумывались: это продемонстрировать общественным объединениям возможности, которые дает им широкая поддержка со стороны населения, а также дать им необходимые знания, которые способствовали бы эффективной работе по привлечению и использованию новых человеческих ресурсов.
В программу развития добровольчества с самого начала было вовлечено большинство региональных представительств Сети Сибирского Центра. Уровень готовности некоммерческого сектора к добровольчеству в разных регионах был и остается разным, разнятся и стратегии достижения поставленных целей. Мы выделили два основных направления: это создание “Агентств добровольческой помощи” и стимулирование отдельных добровольческих акций с широким вовлечением в них населения и НКО. Какая из форм подходит тому или иному городу, зависит от развития ситуации конкретно в этом городе.
Добровольческие центры (“Агентства добровольной помощи”) являются структурами, поддерживающими развитие добровольческого движения. Они призваны оказывать методическую и информационную поддержку НКО по работе с добровольцами, способствовать повышению привлекательности идеи добровольчества в обществе через развитие коалиционной деятельности, через работу со СМИ. Одни представительства уже имели на базе своей или партнерской организации специализированные добровольческие программы, как это было, например в Кемерово. Другие искали партнеров, которые активно работают в данной области, как это происходило в Томске или Красноярске. Третьи создали “Агентства добровольной помощи” (очень приятно, что прижился именно этот термин, придуманный нами в Сибирском Центре) на базе своей организации, привлекая к работе государственные структуры и другие НКО, как случилось в Чите или Тюмени. Например, в Горно-Алтайске и Новокузнецке основная ставка была сделана на молодежное добровольчество. В Улан-Удэ была проведена работа с Комитетом по делам молодежи, и он внес в свои программы на 1999 год создание экспериментальной молодежной площадки “Агентства добровольной помощи”. Через программы взаимодействия с государственными структурами, работающими с молодежью, будет развиваться программа и в Омске. Есть хорошие перспективы развития добровольческого движения в Барнауле. Проекты развиваются по-разному. Многое зависит от конкретных людей, и если люди по каким-то причинам выбывают из программы, зачастую работу приходиться начинать сначала. Ограниченные ресурсы, конечно, дают о себе знать, тем не менее программа движется вперед.
Сегодня уже можно смело сказать, что добровольческие центры созданы и работают в семи городах Сети: Кемерово, Красноярске, Томске, Чите, Горно-Алтайске, Тюмени и Тобольске. Некоторые центры созданы на основе филиалов СЦПОИ, но это совсем не обязательно. Все они имеют свои особенности и отражают местную специфику. Большая часть из них ориентирована на местные ресурсы, хотя хорошая грантовая поддержка помогла ускорить развитие программы в Тюмени, Кемерово и Новосибирске.
В Новосибирске на сегодня сложилась непростая ситуация — добровольческий центр, который успешно работал в течение двух лет, временно прекратил свою деятельность. Причина очень прозаическая и в то же время достаточно распространенная для организаций, ориентированных на работу с ресурсами — недостаток этих самых ресурсов. Почему это произошло — отдельный вопрос. Но факт остается фактом, — добровольческий центр, который обладал профессионально подготовленными кадрами и представлял собой модельную площадку для других организаций, не смог найти достаточных для своей работы ресурсов. За два года работы Центр сделал очень много, но самое главное — он создавал и распространял технологии, которые были успешно использованы другими организациями. Например, он первым организовал Ярмарку добровольческих вакансий в Новосибирске. Затем подобные Ярмарки успешно прошли в Тюмени и в Томске. Надеюсь, что центр продолжит работу в самое ближайшее время, поскольку потребность в нем НКО и других организаций по-прежнему существует.

Интересно, что в последнее время в Новосибирске появился целый ряд организаций, которые создают или уже создали свои добровольческие службы. Это различные службы и очень разные организации. Но они могут, объединив свои усилия, привлекать добровольцев друг для друга, для своих совместных программ. Они могут быть объединены общим информационным полем, созданным из добровольческих программ каждой организации. Это поле может создать предпосылки для формирования коалиционного добровольческого центра.

В этом году Сибирский Центр стал использовать новые подходы для осуществления стратегии по развитию добровольческих инициатив. Это и программа дистанционного образования, и целевые стажировки в успешных добровольческих организациях, не говоря о многочисленных тренингах и круглых столах. Но главной своей задачей мы видим разработку и тестирование новых технологий развития добровольчества, которые с каждым днем становятся все более и более востребованными. И это главное.
Я уверен, что люди и организации, правильно оценивающие значение добровольческой работы и добровольцев, имеют огромные ресурсные возможности даже в существующих жестких социально-экономических условиях.
Николай Слабжанин,
менеджер МОФ СЦПОИ.
"Эффект присутствия"
Информационный бюллетень, Номер 7-8, Апрель 1999 г.

.:: webmaster



   .:: сайт работает в тестовом режиме ::.
Сайт создан в системе uCoz